Главная » Статьи » Отношения и Секс |
Так ли страшны подростки
(Размышления психолога, по совместительству – матери сына-подростка)
Все мы наслушались «ужастиков» про подростковый возраст. Мол, наши малыши, чуть не с 10 лет, преобразуются в бунтарей, кучкующихся сворами и имеющих в виду все наши советы, ну и нас самих.
Мы наслышаны про детские правонарушения, алкоголизм, раннюю наркоманию и тому подобные кошмары. И вот, стараясь обезопасить себя и их, ужесточаем дисциплину, велим по вечерам посиживать дома, в общем, «закручиваем гайки».
А это еще больше усугубляет наши дела с потомками.
Исходя из убеждений психологии у малыша в этом возрасте появляется так называемое «чувство взрослости». Он пробует примерить на себя жизнь взрослого: влюбляется, расползается, спорит, решает сам свои препядствия, выбирает для себя друзей, любимое занятие и т.д.
И вы ему необходимы не в роли управляющего его жизни, а в роли слушателя, советчика, а если повезет – друга.
Как все крайности, тут плохи и чрезмерная опека, и излишняя свобода. Замечала странноватый факт: если мой отпрыск спрашивает совета, что ему одеть, мой «логичный» ответ «решай сам» выводит его из себя.
Мое благое намерение предоставить ему самостоятельность в выборе одежки оказывается для него признаком равнодушия, невнимания. Но если я говорю ему, что, на мой взор, можно было бы одеть, это вызывает жесточайший спор и сопротивление.
В конечном итоге, он в обоих случаях одевает то, что желает. Вопрос: для чего ему меня спрашивать вообщем?
А вот для чего. Для малыша вообщем и для ребенка а именно общение с вами ценно само по себе.
В истории с выбором одежки совершенно было бы спросить: «А что ты сам желал бы одеть?» И выслушав ответ, согласиться с ним, либо мало подкорректировать решение. К примеру, мой отпрыск нередко спрашивает, что подходит либо не подходит по цвету.
Здесь я для него авторитет, хотя и не являюсь художником-дизайнером. Но…не является ли и этот, настолько невинный вопрос, просто поводом пообщаться? Неужели мой ребенок хуже меня разбирается в цветовой гамме?
Есть о чем подумать.
Конечно, не все проблемы подросткового возраста так легко разрешимы. У подростков действительно «бушуют гормоны», они часто бывают нетерпеливыми, излишне возбудимыми и просто грубыми.
Многие родители спрашивают на консультациях, что делать в таких случаях? Наказывать за это бесполезно. Фактически, почти всегда наказание не работает вовсе.
Ведь наказание может помочь исключительно в тех случаях, когда человек контролирует поведение. Подростки же в моменты таких вспышек гнева не контролируют себя.
В психологии и физиологии среди методов воздействия на поведение называют также отрицательное и положительное подкрепление.
Не буду углубляться, потому что о собачках Павлова слышали все. По отношению друг к другу люди постоянно применяют отрицательное подкрепление: строгий взгляд, нахмуренные брови, неодобрительное замечание. Некоторые применяют отрицательное подкрепление слишком часто.
Жизнь некоторых людей представляет собой постоянное ежедневное усилие вести себя так, чтобы избежать отрицательных подкреплений от тех, кого они любят. Отрицательное подкрепление тоже помогает исключительно в случае сознательно, преднамеренно «плохого» поведения.
Другими словами, в нашем случае оно опять не годится. (Помните, что вывести кого-либо из себя может служить и положительным подкреплением, особенно при нехватке положительного внимания к ребенку.) Слишком частое применение отрицательного подкрепления, не скомпенсированное возможностью положительного подкрепления, может привести к появлению нежелательных черт личности – таких как робость, неуверенность внутри себя, тревожность. Если вы не хотите, чтобы ребенок, который очень старается не вызывать ваше неудовольствие, не стал эмоционально неполноценным, он обязан иметь успешный опыт в доставлении вам удовольствия.
Сочетание положительного и отрицательного подкреплений гораздо более эффективно.
Но лучший способ, хотя и самый сложный – это постараться понять мотивы поведения. Самое главное – задать себе вопрос «Почему?» Хорошенько подумайте о возможных мотивах поведения вашего ребенка.
Не забывайте возможности таких причин, как усталость, одиночество или страх. Если есть возможность узнать и устранить основополагающую причину, вы должны что-то сделать.
А такое глубокое понимание своего ребенка возможно только тогда, когда вы не просто любите его, но даете ему право быть таким, каков он есть.
В психологии такую любовь называют безусловной, другими словами «без условий». Если вы воспринимаете своего ребенка именно так, подростковый возраст станет вам обоих просто очередной ступенькой взросления.
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 209 | | |
Всего комментариев: 0 | |