В обществе принято не выражать гнев прилюдно. Такое поведение считается недостойным и характеризуется как признак низкой культуры. Вот и предки часто требуют от малышей, чтоб те загоняли свои отрицательные эмоции вовнутрь себя. Но психологи даже взрослым советуют временами «выпускать пар», чтоб не заработать для себя такие психосоматические заболевания, как, к примеру, астма либо язва желудка.
Но, похоже, что у детской «копилки гнева» есть типичный клапан, который срабатывает в каких-либо нестандартных ситуациях. К примеру, приходят к родителям гости, и ребенок вдруг закатывает «концерт». А все поэтому, что внимание взрослых, которые давили на малеханького человечка, переключилось на гостей. В этот самый момент давление на малыша дает слабину, и его негативные эмоции вырываются наружу. Выходит, что подавлять гнев малыша нельзя. А вот откуда он берется, разобраться необходимо. Если есть возможность, пользоваться услугами детского психолога.
Раздражительность и несдержанность чувств может проявляться у самих родителей. Они могут бурно выяснять дела меж собой и даже, не смущаясь в выражениях, ругать самого малыша, но при всем этом добиваться, чтоб он им не возражал и держал язык за зубами. Это, пожалуй, самая худшая ситуация для малыша, и если у него не будут временами случаться приступы гнева, то он получит психосоматическое расстройство.
Часто даже в не плохих дружных семьях ребенок вдруг начинает вести себя запанибратски: ругаться, рвать книги и кидаться подручными предметами. Такую стратегию выражения гнева чадо может воспринять на улице либо в садике, или узреть по телеку во «взрослом» кинофильме. Естественно, это очень смешно – сопоставить такое поведение с разбушевавшимся начальником – героем фильмы. Но этот полностью взрослый дядя, когда распекает подчиненных, кидается теми предметами, которые лежат у него на письменном столе, рвет на кусочки документы… Картина, в общем-то, знакомая, и вам нужно просто отыскать детский канал, чтоб малыш смотрел мультики и передачи, направленные на дошкольный возраст. Что касается улицы и садика, то здесь нужно пойти на диалог с потомком, только сделать это тогда, когда он успокоится. Может быть, там кто-то из воспитателей давит на него, либо просто малыши ведут себя жестко по отношению друг к другу.
Но как поступить, чтоб энергию детского гнева навести в мирное русло? Нужно сделать игровую ситуацию, которая посодействовала бы выплеснуть скопленные эмоции. К примеру, скатать бумажные комья и кидать их друг в друга, как будто вы играете в снежки. Только таковой бой должен окончиться перемирием.
Можно поиграть с детками в «разных кошек». Каких кошек лицезрела ребятня? Шипящих и «ругающихся» либо мурлычущих и нежных? Поначалу нужно показать сердитых кошек, а позже – хороших. Ребенок сам усвоит, как приятно быть нежным и ласковым.