Зачем нам цикл Кребса, или Где зарыт старческий маразм?
Зачем нам цикл Кребса, или Где зарыт старческий маразм?
...«Целый Ананас И Кусочек Суфле Сегодня Фактически Мой Обед» – мнемотическая считалочка для запоминания кислот, участвующих в цикле Кребса, биохимической схеме выработки энергии всяким живым организмом. (Само по себе понимание, о чем идет речь, уже неплохо поддерживает в почтенном возрасте способность пребывать в здравом уме и трезвой памяти.)
Я потенциальный маразматик, по крайне мере, в третьем поколении. Моя бабушка страдала этим недугом, и мой отец, с которым живу под одной крышей, находится в активной фазе старческого маразма, или, в современной интертрепации (моя орфография не всегда справляется), является носителем болезни Альцгеймера.
И что делать мне – составлять антологию заболевания и через виртуаль следить за достижениями науки (а вдруг что-то такое придумают, вроде новой сказки о добром молодце, красной девице и молодильных яблоках)?
Сенильная деменция (если не лень, кликните Википедию) – мало радости, между тем в той или иной степени она ждет каждого.
Но куда же пропали в сегодняшнем мире мудрейшие старейшины, так почитаемые на древнем востоке и, думаю, не только там? Куда делась истина известной старой абхазской легенды Ашейского ущелья?
Немощных стариков, становившихся обузой для племени, дети относили на неприступную скалу для скорейшего ухода в мир иной, дабы те не проедали без пользы ценные для новой жизни ресурсы и не отнимали время, необходимое для добычи пропитания и воспитания детей, на утомительный уход за собой.
Однако один благодарный сын, тайком подкармливая своего отца на этой скале, с помощью его советов и практического житейского опыта помог племени избежать больших невзгод. Народ понял цену мудрости старого человека, а Скала стариков в том ущелье по сей день напоминает о том, как нужен людям порой добрый совет, неспешный разговор, ненавязчивая помощь и объективный взгляд на проблемы умудренного долгим жизненным путем любящего дедушки.
Куда же катится современный мир, кормящий неисчислимую и все возрастающую армию жертв возрастных пертурбаций? Справятся ли нынешние вздорные, нервные, зацикленные на негативе жители мегаполиса с миссией уважаемых старейшин?
Хочешь или не хочешь, но загадывать очередную эпитафию, я имею в виду принимать решение по поводу своих перспектив, придется каждому лично. Можно не принимать и никакого решения, жить, как придется, это тоже позиция. И, как говорил известный герой, – хотите верьте, хотите нет, а ждет нас… и тут уж по разумению каждого.
Это все о пользе варенья, углеводов то есть. «Шьешьте» сладкого – и вспомните, как слово «съешьте» пишется, через «с» или «ш», не подглядывая подсказку в орфографическом словаре.
Теперь о главном. Так чем же жили люди в старину, на чем они нас так круто объехали, несмотря на все наши неисчерпаемые ресурсы и необозримые достижения научно-технического прогресса, это я об атоме, информатике и иже с ними.
А жили они естественной жизнью, согласуясь с биологическими ритмами. Они жили так, как у нас сейчас живет разве что только творческая интеллигенция.
Как заметил Л. Н. Толстой, «счастье не в том, чтобы делать всегда то, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь».
Соизмеряя потребности тела и души, они (предки) интуитивно следовали личному биологическому ритму. Как это все теперь далеко от нас, человеков, сжатых техногенными условностями, именно условностями, придуманными якобы для следования по пути достижения главной цели – конкурентоспособной производительности чего-то для кого-то.
Собственно говоря, вот и все. А что победит в итоге – не скованная оковами надуманных жестких условностей вольность жизни предков или строгий искусственный порядок (программа, ритм, темп и т.п.) современности – решит, наверное, сама жизнь.
Причем здесь деменция? Так это ж главный результат технического прогресса, результат влияния его главных атрибутов. Просится еще одна цитата: «...Специальное и уникальное или повторяющееся и общее, универсальное, конкретное или абстрактное, вечное движение или покой, внутреннее или внешнее, качество или количество, зависимость от культуры или вневременные принципы, борение духа и самоизменение как постоянное состояние человека или возможность (и желательность) покоя, порядка, окончательной гармонии и удовлетворение всех разумных человеческих желаний – таковы некоторые аспекты этой противоположности» (Исайя Берлин, «Чему отдать предпочтение?»).
Инф.shkolazhizni.ru