Чувства, связанные с познавательной деятельностью человека, именуются умственными. Они возникают во время научной работы, учёбы, деятельности, связанной с творчеством.
Посреди обилия умственных эмоций, можно выделить последующие:
недоумение. Это чувство испытывается, когда появляется трудность в пояснении каких-то фактов, подведение их под установленные связи и т.д.. Недоумение очень вдохновляет к продолжению познавания этого фактора.
гипотеза. Это чувство появляется, когда какое-либо явление ещё не открылось полностью, но уже имеется основание за ранее рассуждать об её характере. Благодаря чувству догадки строятся гипотезы.
ясность или смутность мысли. Такие чувства появляются, когда определённые суждения или понятия осмысливаются четко или нечётко.
Если мысли, которые направленны на изучение какого-либо явления, запутаны, и обстоятельства данного явления не связываются вместе, то испытывается своеобразное беспокойство и неудовлетворенность. А если мысли свободны, упорядочены, логически последовательны, то испытывается чувство легкости мышления.
удивление. Чувство возникает, когда появляется что-то новое, неизвестное, необычное. Например, событие, которое не предполагалось.
сомнение. Это чувство появляется тогда, когда выдвинутые гипотезы или положения встречаются с фактами или теориями, которые им противоречат. Сомнение очень важное чувству, так как оно толкает к разносторонним проверкам полученных фактов.
уверенность. Это чувство возникает, когда в процессе мышления правильно установлены связи и отношения между фактами и убедительно доказаны логичными умозаключениями и подтверждены практикой.
Процессы познания и интеллектуальные чувства плотно сплетены и обусловливаются друг другом. Определенный отпечаток интеллектуальные чувства накладывают и на интеллектуальные процессы, если они возникли из-за умственной деятельностью.
Те люди, научная деятельность которых связана с чувствами глубоко интеллектуальными, заинтересованно относятся к объектам познания, к научным анализам полученных фактов, то они, достигнут огромного успеха в этой научной работе. И наоборот, люди, которые прохладно относятся к объектам познания, часто неверно расценивают значения этих фактов, вроде бы они ни старались в них разобраться.
|