Нам всем когда-то не хватило поддержки. Почему? Так как мы умопомрачительно кропотливо (и иногда напрасно) ищем ее снаружи, заместо того, чтоб обнаруживать ее в себе.
Поддержка – это не столько ободряющие клики «Давай, у тебя все получится. Я верю в тебя!», сколько разрешение на «неудобные», неодобряемые чувства.
К примеру, вашего малыша стукнул другой ребенок. И стукнул неспециально. И ребенок младше вашего. А ваш малыш зарыдал. Так как больно и грустно. И загудела, заголосила общественность: «Ну, он же не специально. Взгляни, какой он небольшой, он не хотел».
Не поддавайтесь. Непреднамеренность и малый возраст ударившего малыша не отменяют боль и обиду. Ваш ребенок просит пожалеть его, придавить к для себя, разрешить ощущать боль и обиду. Поддержите его в этом. Разрешите ему ощущать их, а не проглатывать и мило улыбаться обидчику, сдерживая слезы.
К примеру, вы идете в больницу, и там ребенку предстоит какая-то мед манипуляция. И малыш гласит: «Мама, я боюсь». То, что мы, взрослые, знаем, что это совершенно не жутко, не отменяет ужаса малыша. Мы тоже очень боимся неизвестности и неопределенности. А конкретно это и стращает вашего малыша. Поддержите его в этом ужасе. Разрешите ему страшиться. Скажите, что вы тоже бы страшились на его месте. Скажите, что вы будете рядом (гласите это только в этом случае, если можете выполнить данное обещание). Это не уменьшит громкость кликов малыша при процедуре, но зато разрешит ему обожать себя даже боящегося.
К примеру, вы длительно стоите в очереди, и ваш ребенок «стоит на ушах» либо замучил вас своим нытьем. Он утомился и просит вас о помощи. Он ожидает от вас «Ты утомился, я вижу. Давай для тебя расскажу (нарисую, почитаю, поиграю)…», а не «Скоро наша очередь!», «Потерпи немного», «Сейчас же закончи так себя вести!» и т.д.
Например, с вашим ребенком поступили несправедливо. Поставили «тройку» вместо «пятерки». И вы знаете, что несправедливо, и ребенок знает, и зло ему от этого и обидно. Поддержите его в этих чувствах. Он ждет он вас «Ты обижаешься и злишься. Это действительно обидно. Давай посмотрим, как можно исправить эту ситуацию», а не этого: «Ничего страшного. Что ты расстраиваешься по пустякам?»
Ребенка поддерживают объятия, поцелуи, взгляд (с любовью), теплые интонации, слова: «Да, я вижу что тебе… (грустно, зло, обидно, страшно и т.д.), «Я рядом», «Я с тобой», «Чем я могу тебе помочь?», «Можешь злиться (бояться, грустить и т.д.)»...
Ребенка не поддерживают отсутствие физического и визуального контакта, фразы «Как тебе не стыдно», «Ты уже большой(ая)», «Ты же мальчик (девочка), «Другие дети уже…», «Сейчас же прекрати», «Ничего страшного», «Это пустяки», «Нашел из-за чего расстраиваться» и т.д.
Давая ребенку поддержку, мы учим его замечать и уважать собственные чувства, обходиться с ними (читай «с самим собой») бережно, принимать себя разного.
Может быть, обучая этому ребенка, мы и сами с собой будем более бережны? Найдите время для собственного развития!